Серийно рулевое оборудование мы не выпускаем и не устанавливаем. Мы лишь предоставляем переходники для закрепления руля на наших байдарках.  Рулевое оборудование может быть разным. Это может быть простой стабилизатор, помогающий удерживать байдарку на курсе. Или полноценный руль с педалями, но его установка достаточно трудоемка.

В этом разделе мы собрали отчеты, в которых пользователи делятся своим опытом установки руля. Для удобства некоторые из них приведены здесь, а с полным текстом можно ознакомиться по ссылкам.


ВАРИАНТ 1: Установка руля от «Тайменя» на байдарку «Щука»

(Установка руля на байдарку «Налим» выполняется аналогично, но нужно использовать другой переходник).

Необходимые материалы и комплектующие:

  • руль от Тайменя;
  • переходник-крепление из двух трубок (приобретается у нас)
  • шнур/веревка диаметром 4 мм, длиной около 6 м;
  • 10 вспомогательных карабинов;
  • многожильный жгут/резина от хозяйственных сумок, эспандеров и т.п.;
  • 2 (или 3) строительных соединителя N3 (применяются в строительстве и ремонте и называются — «соединитель», есть в хозяйственных магазинах);
  • 2 пластмассовые педали размером 15х10 см (нужна крепкая пластмасса, чтобы не сломалась от давления ноги; в данном примере используется оргстекло толщиной 6 мм);
  • приспособления для крепления педалей к П-образным распоркам (в данном примере используются куски трубки диаметром немного большим П-образной распорки;
  • петли для крепления на трубки и к педалям;
  • ограничители для того чтобы педали не «болтались» по П-образной распорке.    

Детальное описание

1. Конструкция руля

На взгляд автора, самая оптимальная конструкция руля —  с одним резиновым жгутом, возвращающим руль в одно и то же продольное положение при любом его отклонении шнурами правого-левого поворотов (далее — поворотные шнуры).

руль на байдарке Щука

Если руль правильно отцентровать, то при такой конструкции байдарка будет двигаться прямым курсом без регулировки педалями.

Щука-2 с рулем

Использование одного продольного жгута вместо двух боковых обусловлено именно свойством возвращать руль в одно и то же продольное положение без всяких перекосов, которые неизбежно возникают при использовании двух боковых резиновых жгутов.Натяжение продольного жгута можно регулировать дополнительными оборотами вокруг трубки-держателя. Петля посередине веревки руля у меня сделана простым соединением веревки ниткой, хотя можно использовать 3-й строительный «соединитель» для быстрой и легкой центровки руля в походных условиях. Соединение жгута с веревкой руля осуществляется простым зацеплением крюков жгута за петлю веревки. Веревка руля и поворотные шнуры крепятся к рулю вспомогательными карабинами для быстрой сборки-разборки.

2. Педали правого-левого поворота

Педали изготовлены из крепкой пластмассы (оргстекла толщиной 6 мм), размер 10х15 см. При таком размере педали не задевают дно байдарки в процессе их использования. Все углы и острые края педалей обязательно скругляются напильником, чтобы не было случайных пробоев и порезов байдарки в походе. Для крепления педалей используются П-образные распорки байдарки.

Способов крепления педалей наверно много, но нужно соблюсти по возможности несколько условий для удобства эксплуатации:

Первое условие — педали не должны «болтаться» вдоль по П-образной распорке. Для этого ставятся ограничители. Здесь — два резиновых кольца с краев подмотанных изолентой, чтобы не сползали вниз к баллонам. А между педалями — кусок трубки, «одетой» на П-образную распорку.

Второе условие — педали должны как можно меньше «болтаться» относительно П-образной распорки вправо-влево, чтобы не было перекосов. Для этого педали подвешены на цельные куски трубки, «одетые» на П-образную распорку. Чтобы «одеть» эти куски использовалась разрезанная вдоль трубка диаметром немного большим, чем диаметр трубки П-образной распорки. Сначала кусок трубки разжимался по разрезу, а затем обжимался вокруг П-образной распорки.

Третье условие — при установке педалей нельзя нарушать целостность П-образной распорки (сверлить, делать надрезы и т.п.) , чтобы в процессе эксплуатации она не сломалась от нагрузок.

3. Крепление поворотных шнуров к педалям

Здесь все просто. Сверлится отверстие в нижней части педали ближе к правому (на правой педали) или левому (на левой педали) краю, чтобы шнур не мешал ноге в процессе управления. Шнур пропускается через отверстие и с обратной стороны ставится «соединитель». Соединитель в нашем случае позволяет в любой момент в походных условиях очень быстро, удобно, а главное плавно (!), регулировать длину поворотного шнура и как следствие угол наклона каждой педали. У меня в процессе эксплуатации педали были подняты почти до горизонтального положения, поскольку в «мягкой» конструкции надувной байдарки, особенно при посадке рулевого и при упоре ногами, всегда существует свободный ход педалей до уровня оптимального натяжения поворотных шнуров.

П-образная распорка

4. Несколько особенностей:

  • для свободного беспрепятственного хода поворотный шнур необходимо пропустить через боковые вспомогательные карабины, которые крепятся к уже имеющимся на байдарке боковым петлям;
  •  при таком варианте руля юбка в посадочном месте рулевого не закроется;
  • посадка рулевого должна быть высокой, чтобы колени не мешали при гребле.

(источник http://samlib.ru/h/hramkow_d_j/rulxdljashuki.shtml)

ВАРИАНТ 2: Видео-инструкция по установке руля Тритон на байдарку Щука:

https://www.youtube.com/watch?v=3ChaXO2jB38

На Налиме-300 с парусным вооружением Тритон ВИДЕО

Лодка Налим-150 с мотором 2 л.с. T2BMS Zongshen

У пользователей весом более 110 кг возникает желание увеличить жесткость конструкции. Для усиления можно использовать палки для метелок- швабр. Дёшево, надёжно, легко, компактно ( можно ещё раздвинуть) и каждый раз жерди искать не надо. Кроме этого, на стоянке — ночлеге могут пригодиться для других нужд. (Источник https://vk.com/club125969394?w=wall-125969394_1614)

ышение жесткости Налима

Многие пользователи Щук жалуются на нехватку штатных спинок для сидений.

Можно, конечно, облокачиваться поясницей на вещи, лежащие в заднем наплыве, или на юбку, как показано на фотографии:как сидеть в Щуке

Этот способ и сейчас остается одним из самых удобных.

Для обеспечения независимой от юбки опоры можно приобрести у нас спинку:

спинка а байдарке Щука

Для установки спинки ее передние и задние ремни прикрепляются к специальным петлям, расположенным на деке под юбкой. Такие петли имеются на всех байдарках Щука, выпущенных после 2008 года.

петля для спинки

Эти же спинки можно устанавливать и на байдарке Налим — они помогают сидеть на низком или слишком коротком рюкзаке при отсутствии сиденья:

спинка в байдарке Налим

В этом случае задние ремни спинки прикрепляются к верхней части ремня-подвески рюкзака, а передние — к бортовым петлям Налима. На фотографии ремень для контрастности заменен на оранжевую стропу.

Обратите внимание на то, что передние оттяжки проходят между коленями гребца. Это препятствует соскальзыванию гребца вперед (иначе на спинку не удается как следует облокотиться). Этот же способ можно использовать в «Щуке». Если вы не хотите пропускать передние оттяжки между коленями, советуем обеспечить уклон сиденья назад — иначе как следует опереться о спинку не получится.