2004 год. Прошлым летом я прошел на новеньком катамаране-двойке конструкции «Сталкера» две речки — Онегу и Воньгу. Это, конечно, не white water, однако некоторые выводы о судне сделать можно.

Плюсы:

Порадовало то, что даже в условиях жесточайшей шкуродерки (в верховьях Воньги воды в прошлом году почти не было) мы не подцепили ни одной дырки, и соответственно, не потратили ни часа на ремработы. Еще один «плюс» катамарана — удачные обводы, обеспечивающие высокую маневренность. В меру загруженный катамаран сидит высоко, часть камней проходятся с наплыва.

Катамаран значительно легче «резиновых» предков, благодаря тому, что баллоны выполнены из полиуретана, а гондолы только наполовину состоят из тезы. Верхняя часть сшита из капрона. Непривычная легкость катамарана поначалу ощущается и на воде: с непривычки он немного рыскает.

Минусы:

Теперь о том, что не понравилось. Края капрона, из которого наполовину сделаны гондолы, были не оплавлены, поэтому ткань уже во втором походе начала сыпаться и расслаиваться на отдельные ниточки. Особенно пострадал материал, которым прикрыты транспортные отверстия. Пришлось оплавлять самостоятельно — в результате проблема исчезла.

Капрон, кстати, сильно линяет, а в том случае, если между каркасом и шкурой не положены резиновые прокладки — еще и протирается. У Чернецкого случаются перебои с поставкой качественного материала, поэтому катамараны нужно рассматривать при покупке самым тщательным образом, не обращая внимания на возможные просьбы хозяев «ускориться». Если на ткани изнутри есть толстый слой пластика (цвет больше фиолетовый, чем синий), то это лечится только заменой деки — не ткань, а марля.

Еще проблема — капельки воды, которые почти всегда попадали в баллон, как мне казалось, при накачивании-подкачивании. Если бы в баллоне было второе отверстие, проблема решалась бы легко — продувом на пылесосе. Как быть, я спрашивал у автора конструкции Михаила Чернецкого. Оказывается, вода в баллоны попадает не при накачке, а непосредственно сквозь материал — полиуретан пропускает молекулы воды насквозь. Сохнут они тоже сквозь материал. Но сушить не обязательно — материал, по словам Чернецкого, не гниет. Впрочем, вторую трубку поставить несложно.

Во втором походе по месту сварки начал травить один клапан. Его обязательно нужно уметь приклеивать, как написано в памятке к байдарке «Щука» на сайте Чернецкого.

Логичный вопрос — каков срок нормальной эксплуатации баллонов в том случае, если не нарушаются правила хранения? Катамараны Чернецкого очень неприхотливы в хранении. Говорят, их можно даже не сушить. Однако, сколько я себя ни убеждаю, что полиуретан — это не резина и сырости не боится, старая туристская закалка все-таки берет свое. Поэтому баллоны и шкуры я сушу дважды: в последний день похода и дома — в течение нескольких дней. Важно, конечно, не тыкать острыми предметами.

Причинами неприятностей могут являться скрытый брак ткани и нарушение технологии сварки. Если все в порядке, то срок эксплуатации — много сезонов. Если нет, то швы могут разойтись за несколько дней. В отношении проблем хранения и ремонта катамараны Чернецкого абсолютно идентичны «Щукам».

Неизбежные погрешности в изготовлении катамаранов оправдываются весьма приемлемыми ценами. В конце концов, брак можно отыскать и в лодках известных фирм-производителей. К тому же почти все неполадки можно устранить, а если не удастся это сделать самостоятельно — конструкторское бюро дает гарантию ремонта в течение года.

Выводы:

В спортивном отношении катамаран вполне пригоден для рек четвертой категории сложности. Обсуждаемой проблемой в применении его на реках высшей категории сложности являются тупые носы, которые, увы, не предназначены для пробивания валов и бочек. В целом же, благодаря надежности, простоте и продуманности, катамаран вызывает положительные эмоции и сразу становится другом, которому можно доверить свою судьбу и в пляске бурной воды, и на просторах глубоких озер.

Автор: Александр Перепелкин (Архангельск), источник https://skitalets.ru/equipment/katamaran-proizvodstva-kb-stalker-1901/?sphrase_id=3329