Материалы для вставных надувных баллонов: ПУ-ткань

ПУ-ткань — это капроновая ткань, покрытая с одной стороны полиуретаном. Ее вес около 250 г/м2. Этот материал серийно используется нами для всех судов. Баллон сваривается на термосварочном станке, что обеспечивает высокое качество швов. Фланцы и трубка вклеиваются клеем для полиуретана с предварительной активацией. Этот материал пригоден для ремонта в полевых условиях, инструкция, клей и ткань для заплаток прилагаются в комплекте к байдарке.

История и опыт использования

Поскольку баллоны являются основным элементом жесткости в наших байдарках, требования к ним очень высокие. С самого начала мы активно занялись поиском  подходящего техологичного и легкого материала. Прорезиненные ткани, традиционно использовавшиеся туристами-водниками, не устраивали нас по многим причинам. Например, своим весом, сложностью и вредностью процесса склейки.

В конце 90-х годов в России появилась импортная капроновая ткань, покрытая с одной стороны полиуретаном.  Изготовление баллонов существенно ускорилось и упростилось благодаря термосварке, а брак свелся к минимуму.  К середине «нулевых» она полностью вытеснила  ткани с резиновым покрытием  и стала основным материалом для баллонов туристических судов.

Впервые такую ткань — «Каррингтон 2 сорта» — привез в 1997 году в Россию из Англии Сергей Галковский, ныне руководитель «Вольного Ветра». А впервые массово применили ее для изготовления байдарок мы, КБ Сталкер, в 1998 году.  Эта ткань дорогая, но она стоит своих денег в связи с уникальной технологичностью и надежностью. Однако качественные баллоны из ПУ-ткани стали получаться только в 2005 году после банкротства «Каррингтона» и перехода на первосортный материал других производителей. Сначала на американский Ламкотек, а позже — на израильский EREZ. С тех пор ПУ-ткань является эталоном качества в байдаркостроении.  Сказанное не относится к низкосортным ПУ-тканям из Тайваня и Бельгии.

Баллон из ПУ-ткани. Внимание! В собранной байдарке баллон находится в чехле, снаружи не виден. Видны только чехлы.

Баллоны из ПУ-ткани стоят существенно дороже баллонов из пленки. Но это самый надежный из предлагаемых нами вариантов.

Ремонт баллонов из ПУ-ткани

Мелкие проколы на ПУ-ткани 1-го сорта практически не возникают. Они заклеиваются без заплатки: ткань протирается ацетоном, затем клей втирается в ткань и наносится сверху толстым слоем.
Порезы баллонов происходят также крайне редко (по статистике 1 на 100 недель похода). На них ставится заплатка из ТЕЗЫ (можно с внешней, но лучше с внутренней стороны) с предварительной активацией поверхностей ацетоном. Подсушивать и нагревать клей не надо — это не повышает прочность склейки, но увеличивает риск брака!
Более частая проблема — размягчение ПУ-клея фланца или шланга в жару под солнцем. В образовавшуюся щель достаточно залить ПУ-клей. Можно полностью переклеить фланец по технологии, описанной в предыдущем абзаце, также см ВИДЕО. В жаркую погоду прячьте лодку в тень или стравливайте воздух.