Для проведения ремонта нужно выбрать подходящий клей и активатор, поэтому важно понимать, на каком материале будут проводиться клеевые работы.

Материалы

Днище изготавливается из ТЕЗЫ («тентовая ткань», покрыта с обеих сторон ПВХ, 700-800г/м2).

Баллоны (надувные внутренние камеры) бывают нескольких видов в зависимости от комплектации судна и года производства:

  •  из ПУ-ткани;
  • из пленки «Сэндвич»;
  • из ПА-пленки: многослойная прозрачная пленка, использовавшаяся нами до 2008 года в байдарках, а позже в надувных элементах спасжилетов и сидений. Внешняя сторона баллона — ПА (полиамид), внутренняя — ПЭ (полиэтилен).

Фланец и шланг надувания баллона — ПВХ (поливинилхлорид).

 Заклейка больших дыр (постановка заплат)   ВИДЕО 

Заплаты для ВСЕХ перечисленных частей судна вырезаются из ТЕЗЫ (ткань днища). Материал на заплатки пришит изнутри к упаковочному рюкзаку или находится в ремнаборе!

Перед склейкой необходимо выполнить очистку и активацию (размачивание) поверхности:

ПВХ и ткань активации не требуют (только очистка любыми растворителями или моющими средствами). Активатор для ПУ — ацетон (не бензин и не спирт!!!). Активатор для ПА – вода. Подробнее см. ниже.

Клеи:

  •  для ПВХ и ПУ — любой клей для ПВХ или ПУ, пользуйтесь ЭТОЙ инструкцией (НЕ на тюбике)!
  • для ПА — цианакриловый (ЦА) (СуперМомент (не гель), Мамонт, Космофен-12 ЦА и т.д.)
  • пленка «Сэндвич»: небольшие проколы заклеиваются обычным скотчем, большие порезы — сантехническим ПВХ-скотчем (неармированным, эластичный скотч показал себя лучше).
  • для ткани (наружней стороны ПУ-баллона) — клей для ПВХ, ПУ, «88», «Момент».

Заплата на днище. Сшивать края разрыва необязательно. Ставить заплату на любую сторону. Очистить поверхность. Полезна активация ацетоном. Обе сухие поверхности жирно намазать клеем для ПУ/ПВХ, не подсушивая, прижать. Для ускорения схватывания выдавить избыток клея. Пользоваться через 1-6 часов.

Заплата на баллон из ПУ-ткани

  •  с внешней, тканевой стороны баллона — временная мера (на сезон). Заплата ставится так же, как на днище, но желательно втереть клей в ткань.
  •  с внутренней, ПУ-стороны баллона: активировать ацетоном, жирно намазать заплату клеем, быстро засунуть ее в баллон через дыру, пока активатор не выветрился, а клей не подсох. В остальном как для днища.

Заплата на баллон из ПА-пленки

(с внешней, ПА-стороны). Активация (размачивание) водой 1 минуту. Вытереть насухо, клеить цианакриловым клеем по инструкции к клею. Наклеить поверх заплаты любой скотч, чтобы не задирались края. Пользоваться можно сразу.

В крайних случаях временно можно использовать другие клеи (88 клей, Момент), скотч (особенно тканевый) и пластырь. ЦА-клеи могут использоваться для склейки всех материалов, но возможны неудачи.

Особые случаи

Поиск течи в баллоне

Баллон из ПА-пленки и ПУ-ткани надуть: лодочный — до 0.1атм.=0.01МПа («ротовое давление»), катамаранный — до 0.05атм. Проверить мыльной пеной пробку, шланг, фланец, углы, заплатки и торцевые швы. Если давление падает за час, течь можно найти по шипению. Если до 6 часов — мыльной пеной или погружением в воду. Также прокол можно найти по струе воздуха — она чувствуется глазом на расстоянии 5-10см.

Прокол баллона из ПУ-ткани: очистить, втереть в ткань соотв.клей, высушить (или поставить заплату).

Прокол баллона из ПА-пленки: желательно поставить заплату, но иногда удается обойтись скотчем.

Течь из-под заплаты или фланца (после 2006 г): обработать щель подходящим для материала баллона активатором, залить соответствующий клей (см. выше), прижать. Цианакриловый клей прижать бумагой. Не забудьте наклеить скотч на поверх заплаты, если речь идет о ПА-баллоне.

Течь между шлангом баллона и его фланцем: залить клей для ПУ/ПВХ в щель между ними.

Разошелся шов баллона из ПА-пленки: в походе — заварить зажигалкой (ВИДЕО). Дома — заварить утюгом, подобрав температуру, чтобы плавился ПЭ, но не ПА (110-120С).

Разошелся шов баллона из ПУ-ткани: в походе активировать ПУ ацетоном, восстановить шов клеем. У продольного шва загнуть склеенную часть и наклеить сверху кусок тезы для снятия нагрузки с клеевого шва. У торцевого шва — туго обмотать конец баллона веревкой. Дома — заварить утюгом, подобрав температуру, чтобы плавился пластик (ПУ), но не ткань (190-200С).

Течь вдоль неповрежденного шва баллона из ПУ-ткани: втереть клей или проварить утюгом.

Реставрация потертости днища, если стерся пластик до корда: очистить и покрыть клеем для ПУ/ПВХ.

В случае расслоения ПА пленки или ПУ-ткани, а также, при течи вдоль неповрежденного шва ПУ-ткани рекомендуется заменять баллон у производителя, поскольку это указывает на брак материала